Великие люди Франции


Жанна д’Арк (Jeanne d'Arc), ~1412 – 1431
Жанна родилась в маленькой деревушке Домреми в Лотарингии в семье зажиточных крестьян (или бедных дворян). В 13 лет она стала слышать голоса. Михаил-архангел и святая Екатерина говорили с ней.
В 17 лет Жанна предложила королю Франции Карлу VII свою помощь в спасении страны. Находясь в безвыходной ситуации, король назначил ее командующей французскими войсками. Встав во главе армии, Жанна за короткий промежуток времени сняла осаду с Орлеана, освободила ряд замков на Луаре, наголову разгромив англичан. Затем по инициативе Жанны состоялся поход на Реймс, завершившийся коронацией Карла VII.
Испуганные колоссальным ростом авторитета Жанны, придворные, а возможно и сам король, стали ставить препоны на ее пути. Поход на Париж был задержан, потом армия вообще была распущена, наконец, в результате предательства в мае 1430 под Компьеном Жанна попала в плен к бургундцам. Король, который был обязан Жанне короной, ничего не сделал ради ее спасения.
Бургундцы продали Жанну англичанам. Ее, как еретичку, суд инквизиции приговорил к смерти. 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена на рыночной площади в Руане.
После победы в войне Карл VII организовал повторный процесс над Жанной д’Арк под эгидой римского папы. В 1456 суд признал первый процесс недействительным и полностью оправдал Жанну. В 1920 Жанна д’Арк была канонизирована и сейчас является одной из самых почитаемых святых во Франции.



Виктор Гюго (Victor Hugo), 1802 - 1885

Знаменитый французский писатель, Виктор-Мари Гюго, родился 26 февраля 1802 года в Безансоне, куда был направлен на службу его отец, генерал (на тот момент ещё в чине майора) Жозеф Леопольд Гюго. Выходец из крестьянской семьи, сделавший блестящую военную карьеру в годы Великой французской революции, Жозеф Леопольд, был убежденным республиканцем, в отличие от матери Виктора, Софи Гюго, придерживавшейся роялистских политических воззрений. Брак родителей Гюго нельзя было назвать удачным: вскоре после появления Виктора на свет, в конце 1803 года, между ними произошел разрыв.

В 1814 году Виктор Гюго поступил в пансион Кордье, где впервые начал писать, найдя в этом поддержку у одного из своих преподавателей, Бискарра, а также у своей матери, Софи Гюго. В возрасте 14 лет амбиции Виктора были уже очень велики. Так, в июле 1816 года Гюго писал: «Я хочу быть Шатобрианом или никем».

В 1817 году, приняв участие в литературном конкурсе, он получил почетную грамоту Французской академии за одно из своих стихотворений, а в 1819 -1820 годах сочинения Гюго были отмечены уже тремя литературными премиями.

В декабре 1819 года семнадцатилетний Виктор Гюго приступил к выпуску собственного литературного журнала под названием «Литературный консерватор», перекликавшимся с названием журнала, принадлежащего Шатобриану («Консерватор»). Этот шаг свидетельствовал о том, что молодой литератор не оставил своих амбиций. Кроме того, журнал явился пространством для выражения роялистских политических воззрений молодого Гюго.

В 1820 году в «Литературном консерваторе» вышла ода «На смерть герцога Беррийского», надолго закрепившая за Гюго репутацию монархиста и обратившая на него внимание французского королевского двора. Ободренный этим, Виктор в 1821 году выпустил первый сборник поэзии «Оды», проникнутый все тем же консервативно-монархическим духом. Ознакомившись с «Одами», король Людовик XVIII назначил девятнадцатилетнему Гюго ежегодную стипендию в размере 1000 франков.

В 1822 году Виктор Гюго женился на своей подруге детства Адели Фуше. В этом браке впоследствии родилось пять детей (первый ребенок Гюго, Леопольд, умер в младенчестве).

В середине 1820-х годов, под влиянием нарастающих антимонархических общественных настроений Гюго несколько изменил свои политические воззрения, перейдя из лагеря монархистов в лагерь умеренных либералов. Однако в этот период молодого писателя больше, нежели политические вопросы, волновали вопросы литературные. В 1827 году вышла первая драма Гюго, под названием «Кромвель». Сама пьеса была не очень удачна и большого успеха не имела, но предисловие к ней произвело фурор в литературных кругах того времени, став почти программным документом зарождающегося движения романтизма. В нем Гюго призывал к отказу от прежних литературных правил: «долой традиционные книжные правила, не надо подражать авторитетам», призывая прислушиваться лишь к «голосу природы, правды и вдохновения».

Сформулировав теорию об историческом развитии общества, напоминающую марксистскую концепцию о смене общественно-экономических формаций, Гюго выдвинул утверждение, согласно которому литература на разных стадиях общественного развития характеризуется преобладанием разных жанров. Так в первобытную эпоху, которая по Гюго обусловлена тем, что человек начинает выделять себя из границ вселенной и обнаруживать, как она величественна и прекрасна, преобладающим жанром является лирическая поэзия. В эпоху античности, когда человек становится социально активным и политически сознательным, на первый план выходит эпос. С эпохи же средневековья и распространения христианства начинается новый период развития, когда главными вопросами человеческого бытия становится борьба плотского и духовного, света и тьмы, добра и зла. Этому периоду соответствует жанр драмы. У всех трех периодов развития литературы, согласно Гюго, свои особенности: «Лирика воспевает вечность, эпопея прославляет историю, драма рисует жизнь; характер первобытной поэзии - наивность, античной - простота, новой – истина». Однако истина, изображать которую призывал Гюго, это не «правда жизни», а жизнь такой, какой она должна быть. Согласно Гюго художественные изображения должны быть гротескны и утрированы, краски – сгущены для достижения наилучшего драматического эффекта, а само художественное произведение должно нести в себе идеи о торжестве справедливости и добра над злом и несправедливостью.

Предисловие к «Кромвелю», которое впоследствии нередко называли «романтическим манифестом» закрепило за Гюго статус одного из главных идеологов романтизма, а его пьеса «Эрнани» (1829), написанная в соответствии с провозглашенными канонами и повествующая о благородном разбойнике, имела огромный успех, который ознаменовал победу романтизма над классицизмом во французском театре.

К концу 20-х годов сочинения Гюго приобретают все более ярко-выраженную общественно-политическую направленность. В 1829 году из печати выходит его повесть «Последний день приговоренного к смерти». Это сочинение стало литературной демонстрацией Гюго против смертной казни, за отмену которой писатель сражался всю жизнь. Свою позицию по этому поводу Гюго как-то выразил на собрании французской Национальной Ассамблеи словами: «Смертная казнь – это особый и извечный признак варварства».

В течение 20-х годов политические взгляды Гюго значительно «полевели» и разразившаяся в 1830 году июльская революция, приведшая к свержению Бурбонов и возведению на престол Луи-Филиппа, была воспринята писателем с энтузиазмом. Революционным событиям Гюго посвятил одну из своих поэм под названием «К молодой Франции». Вместе с тем, в годы правления Луи-Филиппа у Гюго сложились неплохие отношения с королем, который даровал ему графский титул и звание пэра.



Братья Огюст Люмьер (Auguste Lumière), 1862 – 1954 и Луи Люмьер (Louis Lumière), 1864 – 1948

Изобретатели кинематографа и авторы первого кинофильма в истории, братья Люмьер родились в городе Безансон, но в 1870 году семья переехала в Лион. В Лионе у их отца была фирма по производству фотопластинок, где оба брата начали работать. Луи был физиком, а Огюст менеджером. В 1892 году братья увлеклись «движущимися картинками». Луи при поддержке брата (в первую очередь, финансовой) делает несколько важных изобретений и 13 февраля 1895 года они патентуют «кинематограф», а 19 марта снимают в Лионе первый в истории человечества фильм.
Интересно, что сами братья Люмьер не считали это свое открытие значимым. Существует даже источники, в соответствии с которыми кто-то из братьев охарактеризовал кинематограф, как «изобретение, у которого нет будущего». Они не стали его развивать и продали свои патенты.
После кинематографа интерес Луи Люмьер сосредоточился на цветной фотографии. В 1903 году он изобретает и в 1907 году выпускает на рынок новый процесс для получения цветных фотографий – «Автохром» (который до 1935 года был единственным массово доступным способом создания цветных фото). Созданная ими компания являлась одним из крупнейших в Европе производителей фотопринадлежностей до 60-х годов 20 века.
В знак признания достижений Луи Люмьера он был избран в 1919 членом Французской академии наук. Все снятые фильмы (многие из которых длятся не более минуты), а их было более 1 800, братья передали в 1946 году Французской синематеке (крупнейший в мире архив фильмов; располагается в Париже).


Арман Жан дю Плесси де Ришельё (Armand-Jean du Plessis, duc de Richelieu et de Fronsac), 1585-1642

Французский кардинал, аристократ и государственный деятель Арман Жан дю Плесси, герцог Ришельё и Фронсак родился в Париже 9 сентября 1585 года. Его семья принадлежала к древнему, но бедному дворянскому роду провинции Пуату. Отец Армана Франсуа дю Плесси, сеньор де Ришельё выдвинулся при короле Генрихе III, был военным и придворным, в 1578 – 1590 гг. – Великий прево Франции (Grand prévôt de France), возглавлял полицию двора короля и состоял в его военной свите. Мать Армана, Сюзанна де ла Порт, была дочерью члена парижского парламента (высшего судебного органа). Арман был у них пятым из шести детей.
Когда ему было пять лет, его отец погиб в бою во время Религиозных войн. В возрасте девяти лет он был послан в Наваррский колледж в Париже изучать философию. Затем он получил образование в школе господина де Плювинэль, в которой готовили молодых дворян к военной карьере. Изначально предполагалось, что Арман, младший из трёх братьев, последует по стопам отца и станет военным и придворным. Но в 1605 году средний брат ушёл в монастырь, отказавшись от епископства в Люсоне, которое король Генрих III дал в награду семье Франсуа дю Плесси за верную службу. Чтобы сохранить контроль семьи над епархией Арману пришлось согласиться стать священнослужителем, и в том же году он приступил к занятиям по теологии. 18 декабря 1606 года королём Генрихом IV был провозглашён епископом Люсона (в 30 км. севернее Ла-Рошели), а 14 апреля 1607 был введён в сан Папой Римским в Ватикане. 29 октября 1607 года защитил диссертацию в Сорбонне на степень доктора философии по богословию. 21 декабря 1608 года вступил во владение Люсонским епископатом.
В 1614 году Ришельё был избран депутатом от духовенства Пуату в Генеральные штаты в Париже, затем был официальным представителем ассамблеи. В присутствии регентши и вдовствующей королевы Марии Медичи в своей заключительной речи 23 февраля 1615 он восхвалял правительство Франции. Эти Генеральные штаты были последними до Великой Французской революции 1789 года.
В ноябре 1615 года Мария Медичи, продолжавшая править Францией, несмотря на совершеннолетие Людовика ХIII, назначила Ришельё Большим капелланом (Grand Aumônier) при королеве Анне Австрийской (Anne d'Autriche). Ришельё вскоре добился расположения фаворита Марии Медичи Кончино Кончини (Concino Concini), графа делла Пенна и маркиза д’Анкра. Благодаря ему, в 1616 году Ришельё вошёл в Королевский совет и занял пост государственного секретаря по внешней политике и военным делам. 19 мая 1617 года он стал главой совета королевы-матери. В том же году Кончини с санкции короля Людовика ХIII был убит группой заговорщиков во главе с Шарлем д’Альбером, герцогом де Люинем (Charles d’Albert, duc de Luynes). Затем ставший играть ведущую роль при дворе герцог де Люинь добился изгнания вдовствующей королевы Марии Медичи в Блуа, за которой последовал и Ришельё.
В 1619 году королева-мать убегает из замка Блуа и поднимает армию против своего сына. Людовик XIII решил примириться с нею и по Ангулемскому договору 30 апреля 1619 года дал ей в управление Анжу. Устроившись в Анже, Мария Медичи и Ришельё продолжили вести борьбу с Людовиком XIII, но потерпели поражение в "Битве на мосту де-Се" ("la bataille des Ponts-de-Cé"). 10 августа 1620 года при посредничестве Ришельё между Марией Медичи и её сыном в Анже был заключён мирный договор, по которому ей было разрешено вернуться в Париж.
15 декабря 1621 года внезапно умер герцог де Люинь, и уже никто не мешал Ришельё стать кардиналом. 3 ноября 1622 по протекции Марии Медичи Папой Григорием XV Ришельё был возведён в сан кардинала.
29 апреля 1624 года Ришельё снова стал членом государственного совета, а уже 13 августа 1624 года по настоянию королевы-матери Людовик XIII назначил его Первым министром.
Когда Ришельё пришёл к власти, гугеноты делили власть и государство, вельможи вели себя так, как будто не были подданными короля, а наиболее могущественные губернаторы провинций чувствовали себя в них настоящими государями. Поэтому двумя основными целями деятельности Ришельё было укрепление абсолютизма и могущество королевства. Главными её вехами было наступление на политические права сложившегося на юге и юго-западе Франции гугенотского государства, лишение власти непокорных губернаторов и укрепление института генеральных наместников-интендантов.
В существовании полунезависимого гугенотского государства Ришельё видел угрозу государству, особенно во время войны, что обнаружилось в том участии, которое гугеноты приняли в 1627 году при нападения англичан на побережье Франции. К январю 1628 был осаждён опорный пункт протестантов на берегу Бискайского залива – крепость Ла-Рошель. Ришельё лично возглавил руководство осадой, и в октябре Ла-Рошель капитулировал. В следующем году он завершил войну с гугенотами мирным соглашением в Але, признававшим предоставленные Нантским эдиктом 1598 года свободу вероисповедания и некоторые привилегии гугенотской буржуазии, за исключением права иметь крепости и гарнизоны. Эти договорённости были подтверждены "Эдиктом милости" Людовика XIII (l’édit de grâce d’Alès). Таким образом, благодаря Ришельё была ликвидирована политическая и военная самостоятельность протестантов.
В ходе борьбы за укрепление абсолютизма Ришельё усилил контроль над губернаторами провинций и сильно ограничил права провинциальных штатов, парламентов, счётных палат, передав управление интендантам провинций. Ришельё сокрушил мятежную провинциальную знать, настаивая на её покорности королевским официальным лицам. В 1632 году он добился вынесения смертного приговора генерал-губернатору Лангедока, маршалу Франции герцогу Анри II де Монморанси (Henri II de Montmorency) за его участие в мятеже младшего брата короля Гастона Орлеанского (Gaston Jean Baptiste de France, duc d'Orléans).
В сфере экономики Ришельё проводил политику меркантилизма и протекционизма, расширения французской колонизации Канады, активизации деятельности французских торговых компаний в Северной Америке, на Антильских островах, в Сан-Доминго, Сенегале, Гвиане, на Мадагаскаре.
Ко времени прихода Ришельё к власти в Германии в полном разгаре шла между католическими государями во главе с императором Священной Римской империи и союзом протестантских князей. Хотя Дом Габсбургов, включая правящие фамилии в Испании и Австрии, был главным врагом Франции, Ришельё поначалу воздерживался от вмешательства в конфликт и вёл "скрытую" войну, поддерживая деньгами или оружием врагов Габсбургов (немецких протестантских князей, Голландию, Данию, Швецию). Однако, в 1635 году Ришельё вовлёк Францию в эту войну, получившей впоследствии название Тридцатилетней. Сначала французы потерпели ряд поражений, однако к 1640, когда стало проявляться превосходство Франции, она начала одолевать своего главного врага – Испанию. Победам Франции способствовали реорганизация армии и создание в 1626 году военного флота. В том же в 1626 году Ришельё упразднил должность главного адмирала Франции и взял в свои руки навигацию и торговлю королевства, а также присвоил себе титул "Главный повелитель и суперинтендант судоходства" ("Grand Maître et Surintendant de la Navigation").
Однако для укрепления абсолютизма и ведения активной внешней политики Ришельё пришлось резко усилить налоговый гнёт, ответом на который были народные движения (городские восстания 1620 – 1640-х гг., восстания кроканов 1624, 1636 – 1637 гг., восстание "босоногих" 1639 года), всегда жестоко подавлявшиеся Ришельё.
После своего прихода к власти Ришельё с самого начала пришлось вести борьбу за упрочение своего положения с многочисленными врагами и недоброжелателями. Среди них оказалась Мария Медичи, которую он отстранил от дел, королева Анна Австрийская, лишённая Ришельё какого-либо влияния на государственные дела, да и тогдашний наследник престола герцог Гастон Орлеанский постоянно плёл заговоры против Ришельё с целью усиления своего влияния. Уже в 1626 году Ришельё жестоко подавил заговор против себя, центральной фигурой в котором был граф Анри де Шале (Henri de Talleyrand-Périgord, comte de Chalais). 10 – 11 ноября 1630 года враждебные Ришельё представители королевского семейства, встревоженные начавшимися по его инициативе переговорами с немецкими протестантами с целью заключения союза против Габсбургов в Тридцатилетней войне, потребовали у Людовика XIII отправить Ришельё в отставку. Его падение считалось делом решённым, на его место уже прочили фаворита королевы хранителя печати Мишеля де Марийяка. Между тем король неожиданно поддержал Ришельё, а опале подверглись его враги, в частности, Марийяк был заключён в тюрьму, а Мария Медичи отправлена в изгнание. Этот "День одураченных" ("la journée des dupes") привёл к окончательному утверждению положения Ришельё. В следующем году он был возведён в титул герцога де Ришельё, а в 1634 году получил ещё и титул герцога Фронсак.
Незадолго до своей смерти в 1642 году Ришельё раскрыл последний заговор, центральными фигурами которого стали маркиз Анри де Сан-Мар (Henri Coiffier de Ruzé, Marquis de Cinq-Mars) и герцог Гастон Орлеанский. Сан-Мар был обезглавлен; Гастон Орлеанский избежал казни, но за это был лишён прав на регентство в случае смерти короля.
Умер кардинал Ришельё в Париже 4 декабря 1642 в возрасте 56 лет после продолжительной болезни и был похоронен по его собственному пожеланию в капелле Сорбонны.


Шарль-Луи де Монтескьё (Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu), 1689 – 1755

Известный французский просветитель, философ, социолог, историк, правовед и писатель Шарль Луи де Монтескьё происходил из того разряда французского дворянства, которое относилось к «дворянству мантии». Её представители становились государственным чиновником. Они покупали должность и передавали её по наследству, а при случае могли и продать должность, дававшую право на дворянский титул. Ещё дед Шарля, Жан-Батист-Гастон де Секонда, занимал должность президента парламента в Бордо. Младшие представители рода занимали должности в провинциальной магистратуре и администрации. В столице они проживали лишь временно. Должность президента парламента переходила к старшему в роду.
О родителях Шарля Монтескьё сохранились лишь отрывочные сведения. Его отец был младшим в семье, поэтому и не унаследовал родовых земель. Он женился на представительнице английской фамилии Пенель, предки которой остались жить во Франции после окончания Столетней войны. В приданое за женой супруг получил замок Ла Бред, где 18 января 1689 года и родился Шарль Луи.
Семья Шарля не была богатой. Сам Шарль был вторым ребенком в семье и провёл детство в родовом замке. Мальчик воспитывался не как наследник знатного аристократического рода. Друзьями его были местные крестьянские мальчишки, а местный гасконский диалект он сохранил практически до конца жизни, нередко употребляя крепкое острое словцо. Сохранил он и любовь к сельской жизни, простоте манер и одежды.
Бездетный брат матери Монтескьё завещал племяннику своё имя, титул и состояние, а также должность президента парламента в Бордо. Это и предопределило жизненный путь Шарля Монтескьё.
Шарль лишился матери, когда ему исполнилось семь лет. Для получения образования Шарль был отдан отцом в духовное училище, основанное ораторианцами – членами ордена, не принимавшими монашеского обета. Здесь Монтескьё знакомится с античной литературой и философией. В училище он провел пять лет, а вернувшись в Бордо в 1705 году, занялся изучением права, как того требовала унаследованная им от дяди должность. Следует отметить, что парламент тех времен отличался от современного законодательного органа. Это была высшая судебная инстанция, ведавшая гражданскими и уголовными делами. Изучение права поглощало много времени молодого Шарля, много, но не все. Бордо в те времена был одним из интеллектуальных центров Франции. Члены магистратуры и многие адвокаты интересовались литературой, наукой и искусством. Они организовали небольшой кружок интеллектуалов, который затем перерос в Бордоскую академию, открытую по разрешению короля в 1713 году. Монтескьё стал членом этого кружка.
В 1713 году умер отец Шарля, и его опекуном стал дядя. Он определил племянника на службу в парламент (пока в качестве члена парламента). В 1716 году дядя умер, и Монтескьё в возрасте 27 лет стал президентом парламента Бордо. Он активно взялся за исполнение новых обязанностей, но скоро эта деятельность ему наскучила. Он жаловался на бесконечные и бесцельные парламентские процедуры, но добросовестно продолжал исполнять свои обязанности. И если возникало трудное дело, то оно поручалось парламентом своему президенту. Примером тому может служить дело о высокой пошлине на вино. В результате разбирательства парламентом было выявлено, что высокая пошлина может подорвать виноделие в подведомственной провинции. Тогда было решено воспользоваться древним правом на предъявление королю заявления о неудобствах. В Париж отправился сам Монтескьё и, добившись аудиенции у регента, сумел доказать справедливость требований парламента. В результате пошлина на вино была значительно снижена. Но Монтескьё искал другой деятельности. Он принимал активное участие в делах Бордоской академии, членом которой он был избран в том же 1716 году. Он занимался чуть ли не всеми отраслями естественных наук и написал для академии массу докладов. Он брался за любую тему, но ни на чем не мог остановиться. Вот ряд работ Монтескьё того времени: «Исследование о сущности болезней вообще», «О тяжести», «О приливах и отливах», «Рассуждение о системе идей», «О причинах эхо», «О прозрачности тел», «О политике римлян в области религии» и т. д.
Не все работы Монтескьё были одинаково оценены во Франции, однако три главных его труда – «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян» и «О духе законов» получили наибольшую известность.
После выхода «Персидских писем», в которых беспощадной критике была подвергнута абсолютистская Франция за то, что в ней плохо живется крестьянам и ремесленникам, Монтескьё приехал в Париж, где для него открылись двери самых известных литературных салонов. Он завел массу новых знакомств, а его ум и манеры притягивали к нему людей, увеличивая число поклонников и поклонниц.
Столичная жизнь привлекала Монтескьё, и он решил закончить дела в провинции (и в Бордоской академии, и в парламенте) и навсегда переселиться в Париж. Но Бордо не желал его отпускать. Академия избрала его своим президентом, и он должен был в ней выступить с речью и прочитать несколько новых трудов. Монтескьё возвратился в Бордо, где постарался как можно быстрее закончить все дела.
Освободившись от обязанностей в Бордо, он переселился в Париж и с тех пор половину года проводил в столице, а остальное время – в своем родовом замке. В Париже он стал членом Парижской академии. В 1728 – 1731 гг. Монтескьё предпринял большие путешествия по Европе, имевшие характер серьёзных исследовательских поездок.
Возвратившись на родину, Монтескьё много времени уделял ведению хозяйства в своем поместье. Он вникал во все мелочи, давал подробнейшие инструкции и распоряжения, вплоть до указания места для посадки того или иного дерева или кустарника Помимо всего прочего он переоборудовал свой замок Ла Бред на английский манер. Монтескьё был рачительным хозяином и хорошим администратором своих земель. Ему удалось довести доходы до 60 тысяч ливров в год, что составляло солидную сумму для того времени.
В 1734 году он опубликовал книгу «Размышления о причинах величия и падения римлян», в которой пытался доказать на примере римской истории, что только там, где граждане свободны и независимы, где господствуют республиканские нравы, общество в состоянии успешно развиваться.
Затем в течение десяти лет он продолжал работать над книгой "О духе законов", которая вышла в Женеве в конце 1748 года. В этом труде Монтескьё привел в систему свои философские, социологические, правовые, экономические и исторические взгляды.
Во Франции, в отличии от других европейских стран, книга была встречена холодно и не вызвала особого интереса. Вскоре на неё появилась критика, в которой книга была названа скандальной и неприличной.
Незадолго до своей кончины Монтескьё пришлось посетить Париж, где он простудился и заболел. Весть о его болезни быстро распространилась по городу. Сам король ежедневно направлял на квартиру Монтескьё посыльного, чтобы узнать о состоянии его здоровья. К Монтескьё был призван самый знаменитый врач Бувар, но даже он ничего не мог сделать.
Шарль Луи Монтескьё скончался от воспаления легких 10 февраля 1755 года и был похоронен в церкви Сен-Сюльпис. Похороны были на удивление очень скромными – гроб сопровождал лишь известный энциклопедист Денис Дидро. Могила Монтескьё не сохранилась.